Легендарный кофе: где появился, как растет и собирается, выращивание кофейного дерева дома


Напиток Кахва – «прародитель» кофе

Культовый напиток подарила миру восточная Африка. По легенде дело происходило в 800-х годах н. э. в Абиссинии (ныне Эфиопия). Пастух коз из города Каффа заметил особый интерес четвероногих подопечных к небольшим горным деревьям. После поедания их листьев и ярких ягод животные резвились с небывалой энергией.

Абиссинцы быстро оценили энергетический чай, а монахи окрестных монастырей догадались высушивать и измельчать ягоды. Плоды и напиток получили созвучное городу название — Кахва.

К 12 веку культура потребления кофе распространилась по всему африканскому континенту, а затем ее подхватили турки. Именно им в 15 веке пришла в голову гениальная идея обжарить зерна Кахва на огне и растереть в порошок. Через два столетия кофе из Египта и Йемена попал в Италию. Черный напиток произвел фурор в светских салонах Венеции, и вскоре началось его триумфальное шествие.

Интересный факт. Первые кофейни появились в Венеции. В особом почете был африканский Мокко – кофе с выразительным ароматом горького шоколада и терпким вкусом. Открытая в 1720 году кофейня на площади Сан-Марко радует посетителей не только на картинке. Под названием «Флориан» заведение работает в наши дни.

Как турецкий кофе разрушил Османскую империю

Кофе был любимым напитком правящего класса Османской империи. Но едва ли кто из представителей османской элиты знал, что кофе приблизит гибель империи, пишет искусствовед Сара Джиляни.

Он известен как греческий кофе грекам и киприотам, боснийский кофе — боснийцам, армянский кофе — армянам, арабский кофе — арабам и турецкий кофе — туркам, хорватам, албанцам и сербам. Но в середине 16-го века этот напиток был известен просто как «кахве» – кофе. В то время эти народы жили в составе Османской империи, так что любители кахве жили на обширной территории от Юго-Восточной Европы до Персии. Но к началу 19 века империя начала разрушаться. Кахве сыграл малоизвестную роль в ее окончательной гибели.

Кофе проник в Турцию во времена правления султана Сулеймана Великолепного. Султан отправил наместника в Йемен. Тот попробовал там бодрящий напиток, известный как “кахва”, и привез его ко двору султана в Константинополе, где кофе мгновенно произвел фурор. Во дворце появился кахведжи уста, или мастер по приготовлению кофе, который имел десятки помощников, помогавших ему измельчать зерна арабики в сверхтонкий порошок, похожий по текстуре на сегодняшний растворимый эспрессо. Потом его кипятили в медных ковшах, называемых джезве (турка). Полученный напиток – горький, черный, с тонким слоем пены, который возникал в результате быстрой заливки – подавали в маленьких фарфоровых чашках. По легенде, чтобы оттенить его горечь, жена Сулеймана, Хюррем Султан, пила кахве со стаканом воды и куском рахат-лукума – именно так кофе подается в Турции сегодня.

Крепкий как смерть, сладкий как любовь: длинная и богатая история турецкого кофе.

Источник: 1843magazine.com

Однако не все считали, что Коран позволяет мусульманам пить этот стимулирующий напиток. Хотя в Священной Книге мусульман конкретно не упоминается кофе, один бескомпромиссный факих в суде Сулеймана издал фетву против напитка на том основании, что употребление того, что сжигалось, было запрещено. Но это не уменьшило его привлекательности. Первая публичная кофейня, или кахвехане, была основана в Стамбуле в 1555 году двумя сирийскими торговцами. Вскоре почти каждый шестой магазин в городе – от небольших кафе до крупных общественных центров – предлагал кофе. Постепенно кахве распространился в дальние уголки империи.

Кофейни давали мужчинам возможность собираться не только в домах, мечетях или на рынках, но и в других местах, где они могли общаться, обмениваться информацией, развлекаться и получать образование. Грамотные члены общества читали вслух новости дня; янычары, элитная часть османского войска, планировали акции протеста против султана; чиновники обсуждали придворные интриги; купцы обменивались слухами о войне. И неграмотное большинство также прислушалось к этим разговорам. В кофейнях их знакомили с идеями, которые создавали угрозу Османскому государству: восстание, самоопределение и ошибки власти.

В Абу-Даби возрождают традиции настоящего арабского кофе.

Вскоре власти обратили внимание на кахвехане, и даже начали видеть в них угрозу. Некоторые султаны отправляли в кофейни шпионов, чтобы оценить общественное мнение; другие, такие как Мурад IV (1623-1640), пытались полностью закрыть их. Но кахвехане были слишком прибыльны. Когда националистические движения закипели по всей территории Османской империи в 19 веке, популярность кофеен возросла. Этнические группы в европейских регионах империи с христианским большинством начали агитировать за независимость. Националистические лидеры планировали тактику борьбы в кофейнях Салоник, Софии и Белграда. Их усилия, подпитываемые кофеином, увенчались успехом с созданием независимой Греции в 1821 году, Сербии в 1835 году и Болгарии в 1878 году. История кахве подошла к концу.

Разные народы добавили в этот напиток свои фирменные изюминки: греки делают его из мастики, растительной смолы; хорваты – из семян тмина; арабы настаивают его на кардамоне и подают в маленьких чашках без ручек, называемых финджанами. Даже когда берутся простые зерна, характер вкуса зависит от обжарки. Если вы осушите чашку до дна, вы увидите покрывающие его мелкие зерна. Последствия употребления кофе могут быть непредсказуемыми. Правители, берегитесь!

Рамадан о Османов-2: поэтические кофейни, плащ пророка и детский пост.

Исламосфера

Наследие

Очарованный Дервиш

Ботаническая характеристика кофейного дерева и его виды для получения кофе

Пришла пора пристально взглянуть на кофейное дерево. По ботанической классификации в природе произрастет более 90 видов растений рода «кофе» из семейства Мореновых. На картинках, иллюстрирующих, как растет кофе, можно увидеть высокие, раскидистые деревья. В природе они вырастают до 9-11 метров.

В сравнении с ним окультуренный кустарник с плантации — 1,5-2-метровый «лилипут». Но небольшая высота «на руку» производителям. Сбор кофейных ягод идет вручную, и невысокие плантации проще обработать, да и урожайность маленького дерева выше.

Только два вида используются в промышленном получении кофейного сырья:

  1. Арабика (аравийский кофе) – родом из Эфиопии. Предпочитает горную местность (на высоте 1200-200 м над уровнем моря) со среднегодовой температурой 23-25◦ C. От арабики получают лучшие сорта кофе со сбалансированным букетом вкуса и аромата. Культивировать дерево сложно из-за требовательности к условиям и подверженности заболеваниям.
  2. Робуста (конгозейский кофе) – «выходец» из Конго. Растет в низинах. Дерево не требовательно к почве и климату, устойчиво к болезням. Дает несколько урожаев за год. Зерна с сильным, насыщенным вкусом по содержанию кофеина вдвое превосходят арабику. По органолептическим свойствам проигрывают, поэтому в мировом производстве робуста занимает 20-25%.

Зерна арабики продолговатые, гладкие, изогнутой S-формы. Продольно находится углубление, где после обжарки остается ягодная оболочка. Зерна Робуста овальные, серо-коричневого и коричневого цвета. Одно дерево за сбор дает 4-5 кг кофейного сырья, достигая в тропическом климате 3-4 урожая в год.

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

Глава 15

УПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА, КОФЕ, ГАШИША, ОПИУМА

Запрет на вино и любые алкогольные напитки — один из главных законов ислама. Вот почему мусульмане непомерно пристрастились к другим видам возбудителей и наркотиков.

Самое распространенное средство для достижения того, что арабы называют кейф

(наиболее точный перевода — «блаженство»), — это табак. Табак, очевидно, появился в Турции, Аравии и других восточных странах в самом конце XVI в.
1, вскоре после того, как его начали ввозить в Европу из Америки. Долгие споры велись о том, не противоречит ли курение табака законам ислама 2; наконец спор был решен в пользу табака. Страсть и привычка к табаку существенно повлияли на характер арабов и турок. Они стали еще инертнее, чем прежде, и проводят за трубкой бесконечные часы, драгоценное время, которое можно было бы употребить с пользой. Между тем курение табака сыграло и положительную роль, вытеснив вино, весьма вредное для здоровья в условиях жаркого климата. В сказках «Тысячи и одной ночи», написанных до появления табака на Востоке и сохранивших нам правдивую картину арабских обычаев и нравов старого времени, имеются многочисленные свидетельства того, что в те столетия мусульмане пили вино не скрываясь и чаще, чем в наши дни. В защиту табака следует еще сказать, что мягкие его сорта, которые курят турки и арабы, оказывают очень приятное воздействие на организм: они успокаивают нервную систему и не притупляют, а, наоборот, обостряют интеллект. Трубка и табак, бесспорно, украшают жизнь восточного человека, а крестьянам предлагают развлечение дешевое и невинное, спасая их, таким образом, от более опасных пристрастий.
Те, кому позволяют средства, за трубкой выпивают чашечку кофе — наслаждение не меньшее, чем табак. В сочетании эти два вида удовольствий в значительной мере вытеснили вино из повседневной жизни арабов. Подтверждение этому можно найти в самом названии кофе: кахва

(или
ахва
) — это старое арабское слово, означавшее прежде «вино». Открытие освежающего напитка из зерен кофейного дерева относят к концу VII/началу XIII в. Говорят, что некий набожный шейх, по имени Омар, вместе со своими учениками скрылся от гонений в горах Йемена. Кофейное дерево растет там естественным образом, и за неимением других продуктов шейх попытался приспособить в пищу кофейные зерна. В результате и был открыт напиток, получивший название «кофе», но использовать его в быту йеменцы начали лишь двести лет спустя. В Египет его ввезли впервые где-то между 900-910 гг. х. (к концу XV—началу XVI в.), т.е. за сто лет до появления табака. Когда обнаружилось, что кофе освежает и бодрит, факиры из Йемена, Мекки и Медины принялись вовсю распивать его во время
[272]
религиозных бдений в мечети аль-Азхар за чтением молитв и восхвалением Аллаха. Полвека спустя кофе появился в Константинополе
3. В Аравии, Египте и Константинополе этот напиток стал предметом яростных дискуссий среди набожных мусульман и ученых. Одни утверждали, что он обладает возбуждающим действием и потому несовместим с мусульманскими законами. Другие, напротив, видели в этом достоинство и утверждали, что кофе приносит пользу исламу, прогоняя сон и тем самым помогая набожным людям совершать ночные молитвы. Долгое время судьба кофе зависела от каприза властителя: его то запрещали, то снова дозволяли. Сейчас наконец уже в течение многих лет кофе признают почти все мусульмане. Его употребляют в неумеренном количестве даже ваххабиты, совершенно не приемлющие табака и строго придерживающиеся каждой буквы Корана и хадисов о пророке. Прежде кофе готовили из зерен вместе с шелухой. Многие готовят его так и сейчас, а в Аравии — даже из одной шелухи. В других странах Востока кофе готовят только из жареных и размолотых зерен.
В Каире около тысячи кахва 4, т.е. кофейных лавок. Это небольшие помещения, выходящие на улицу. Фасадом служит деревянная загородка в виде арок. Вдоль фасада, по обе стороны от дверного проема, тянется мастаба. В высоту она имеет два или три фута, столько же в ширину и покрыта циновками. Такие же скамьи находятся внутри помещения с двух или трех сторон. Обычно кофейню посещают после полудня и вечером. Небольшое число посетителей бывает и в другие часы — как правило, это люди простого звания и торговцы. Посетители всегда предпочитают пить кофе на мастабе, выходящей на улицу. Табак и трубку они приносят с собой. Кофе подают кахваги,

обслуживающие лавку. Чашечка кофе стоит пять фидда, а
бакраг,
горшочек на три-четыре чашки, — десять фидда
5. У кахваги всегда есть наготове две-три трубки различного рода: наргиле, шиша, гоза. Из последней курят и тумбак (персидский табак) и гашиш, который тоже продают в кофейнях. Сюда часто заходят музыканты и сказители, особенно по вечерам в дни религиозных праздников. В некоторых странах Востока листья и семенные коробочки конопли (в Египте — хашиш
) уже с древних времен использовали как средство, вызывающее у человека пьянящее, сладостное возбуждение. Геродот сообщает в своей «Истории» (IV, 75), что скифы во время религиозных церемоний жгут зерно конопли и от этого запаха приходят в экстаз. То же качество конопли отмечает Гален. В Индии листья конопли жуют, оттуда этот обычай проник в Персию. Примерно шестьсот лет назад, в середине XIII в., к этому пагубному и унизительному занятию пристрастились и египтяне, в основном простонародье. Известно, правда, что некоторые знаменитости из мира литературы и богословы также подпали под соблазн хашиша и защищали его перед мусульманским законом. Хашиш был широко распространен среди факиров — набожных
[273]
людей из бедноты. Сейчас это обычное явление среди простого народа в Каире и в других городах Египта. Готовят хашиш разными способами, всякий способ дает продукт со своим названием, например
шира, баст
и т.д. Как мне говорили, хашиш проще всего курить, это самый распространенный способ его употребления. Курят молодые листья конопли, смешивая их иногда с табаком, и толченые семенные коробочки (без зерен) с примесью каких-нибудь ароматических веществ, которые продлевают возбуждающее действие смеси. Кислоты же его нейтрализуют. Хашиш, употребляемый для курения, вызывает у человека бешеное веселье. Из гозы делается несколько затяжек, причем последняя должна быть очень глубокой. Подчас, выдохнув последнюю затяжку, курильщик начинает судорожно кашлять, случается, что и кровью, так как легкие заполняются дымом. Купить хашиш можно не только в кофейнях. Существуют отдельные, более скромные лавочки, где специально продают и хашиш, и ему подобные зелья. Такая лавочка называется
махшиша.
Посетители этих мест — люди низкого звания. Их поведение и разговоры подчас бывают весьма забавны. Слово
хашшаш,
означающее «курильщик (или пожиратель) конопли», — оскорбительная кличка. Так называют обычно шумных людей и скандалистов (мн. ч.
хашшашин).
От этого слова произошло наше английское «assasin» («наемный убийца»). Сначала так называли арабских воинов в Сирии во времена крестовых походов. Эти воины использовали всякие опьяняющие и одурманивающие наркотики, чтобы привести противника в бесчувственное состояние
6.
Опиум и другие наркотики в Египте не так популярны, как в прочих странах Востока. В процентном отношении наркоманов, употребляющих не хашиш, а иные наркотики, в Египте намного меньше, чем в Англии алкоголиков. Опиум по-арабски называют афийун,

а потребителей опиума —
афийуни.
Последнее прозвище менее оскорбительно, чем
хашшаш,
так как его можно отнести ко многим лицам из среднего и высшего сословий. В необработанном виде опиум принимают обычно те, у кого еще не выработалась к нему привычка. Первоначальная доза не превышает трех-четырех гран, но каждый афийуни постепенно дозу увеличивает. Чистому опиуму египтяне предпочитают смеси, которые готовят из чемерицы, ароматических веществ, конопли и самого опиума. Смесей такого рода много, называются они
маагун,
а тот, кто их изготовляет или продает, –
маагунги.
Самый популярный род маагуна называется
баш.
Как рассказывают, один вид маагуна заставляет человека петь, другой – болтать без остановки, третий – танцевать, четвертый приятно влияет на зрение, а пятый просто хорошо успокаивает. Смеси покупают в махшише.

Нильские лодочники и другие простолюдины пьют бузу – алкогольный напиток, о котором уже говорилось в одной из предыдущих глав. В Фивах я видел в гробницах много больших кувшинов, еще хранивших на дне осадок этого ячменного пива.

Комментарии
1. Аль-Исхаки утверждает, что обычай курить табак укоренился в Египте между 1010 и 1012 гг. хиджры (1601-1603 гг. по христианскому летосчислению).
2. Аль-Джабарти рассказывает, что около века назад в Каире, в годы правления Мухаммад-паши аль-Йедекши, или Йедекчи (1156-1158 гг. х.), человека, застигнутого с трубкой в руках, в наказание заставляли съесть трубку вместе с горящим содержимым. Покажется невероятным, но крепкими зубами трубку можно разжевать. Первое время в Египте, по всей видимости, курили очень крепкий табак.

3. См.: De Sасу. Chrestomatie Arabe, изд. 2-е, т. 1, с. 412-483.

4. Словом кахва

(название напитка) стали обозначать и те лавки, которые им торгуют.

5. В этих же лавках торгуют сладким напитком из имбиря, особенно бойко идет торговля вечерами в дни религиозных праздников.

6. Об этом см. в конце главы 22.

(пер. В. В. Наумкина) Текст воспроизведен по изданию: Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982

© текст — Наумкин В. В. 1982 © сетевая версия — Тhietmar. 2009 © OCR — Луговой О. 2009 © дизайн — Войтехович А. 2001 © Восточная литература. 1982

Выращивание кофе на плантациях

Редкие ценители бодрящего напитка воочию видели, на чем растет кофе, и знают весь процесс культивации. Попробуем на словах воссоздать картинки с кофейной плантации:

  1. После обработки посевной материал помещается во временные парники для проращивания. Всходы появляются через 2,5 месяца, подросшие саженцы с первыми листочками пересаживают в индивидуальные емкости и помещают в теплицы.
  2. Время тепличного выращивания кофейных саженцев достигает 6-12 месяцев, затем деревце пересаживают на постоянное место. Участок должен находиться в защищенном от непогоды месте, под углом к солнечным лучам.
  3. Иногда фермеры используют открытые плантации для рассады, справедливо полагая, что такой способ закаляет поросль и приспосабливает к экваториальным условиям. Такие участки обсаживаются высокими кустарниками для защиты от обжигающего солнца, ветра и дождей.

Через три года окрепшее кофе впервые зацветает. Зрелище это невероятной красоты, цветы отдаленно напоминают жасмин. Отцветает дерево молниеносно: за три дня. Первое плодоношение слабое. Настоящие урожаи начинаются в 5-летнего возраста кофейных насаждений.

Как растет повзрослевшее дерево кофе, и как собирают его плоды:

  • красные (реже – фиолетовые) кофейные ягоды собраны в крупные вытянутые гроздья;
  • период созревания кофейных ягод идет 8-11 месяцев (зависит от местных условий выращивания);
  • сбор урожая по регионам проводят в разное время: в Бразилии – в мае-сентябре, в Америке – в октябре-марте, на африканских плантациях – с октября по апрель;
  • в условиях плантации рост кофейного дерева не прекращается и без обрезки может доходить до 9 метров, обрезка проводится до 3 метров.

Лучшие урожаи у 8-15 –летних деревьев. Плодоношение продолжается и больше (вплоть до 50 лет), но качество ягод уже не то. Ручной сбор дополняет механизированная уборка. По плантации идет комбайн и стряхивает гроздья кофе, затем плоды отсортировывают вручную. Машинный сбор проводится на ровных участках при равномерном созревании ягод, так что часто руки фермеров – единственное приспособление.

Мировой «кофейный пояс»: в каких регионах планеты выращивают кофе

Дикие и окультуренные кофейные деревья выращивают в 65 странах. Они расположены по экватору, образуя кофейный пояс планеты. Здесь влажно, дней солнцестояния в избытке, нет губительных для кофе температурных перепадов.

Географические границы кофейного пояса:

  • 10 градусов северной широты и 10 градусов южной долготы;
  • территория лежит в Тропиках Рака и Козерога;
  • больше половины мировых плантаций расположились в Центральной и Южной Америке, затем идет Африка, замыкает список Юго-Восточная Азия.

Американский континент. Зерна высокого качества производят Бразилия, Колумбия, Перу. Урожайные плантации есть в Эквадоре, Гвиане, Парагвае, Боливии, Венесуэле

Африка. Воздух здесь суше, много солнца. Кофейные насаждения культивируют Эфиопия, Уганда, Кения, Уганда, Зимбабве, Ангола, Конго. Хорошие позиции на рынке у азиатских стран – плоды выращивают и собирают во Вьетнаме, Индонезии, Индии

Производством напитка из ввезенного сырья занимаются далеко за экватором. Сортовое черное и зеленое кофе из обжаренных зерен получают в Италии, Турции, России, Китае, странах Юго-Восточной Азии.

От кахвы к кофе: происхождение, история и восточный путь любимого напитка

Изображение веточки кофейного дерева украшает государственные гербы многих стран мира. И это не дань классической геральдике. Это констатация факта, что жизнь и благосостояние, по крайней мере, десяти держав в значительной, а то и определяющей мере зависит от ежегодного урожая кофе.

В ни одном из существующих проектов Государственного Герба России Coffea Arabica (лат.) не фигурирует. Ну не растет она у нас! Но ароматом, а, то и привкусом кофе пропитано немало страниц российской истории. Общеизвестно, что чудотворные свойства кофе открыли где-то в начале средних веков эфиопы. Точнее, не они сами, а их козы. И не где-то в Эфиопии вообще, а в провинции Кахва. Отсюда родное название напитка — сначала кахва, а уже где-то с десятого века, когда он попал на Ближний Восток – «кофе».

«Кофе», да еще и мужского рода его сделали из-за непутевости тогдашних ботаников, которые все перепутали со своей латынью. Ну не может он быть мужского рода — с непредсказуемостью, капризностью, разнообразием, мягкостью и в то же время жесткостью, сладостью и в то же время горечью. Он дарит ясность голове, но принуждает биться сердце. Ну и наконец — тот, кто постигнет кофе по-настоящему, влюбится в него на всю жизнь.

Сначала козы наелись зелененьких плодов то ли деревьев, то ли кустиков — и начали весело кружить, словно в танце. Пастухи доложили то ли коптскому священнику, то ли мусульманскому муфтию. А может и обоим. Главное, что путем проб и ошибок именно муфтий, согласно канонической легенде, пришел к выводу, что зеленые плоды лучше не жевать, а варить. И пить отвар. Правда, знакомый нам цвет, кофе приобрел лишь в середине прошлого тысячелетия, когда его догадались сначала жарить, потом дробить в жерновах. И только триста лет назад догадались, что вся кофейная сущность содержится не в ягоде, а именно в зернышке. Следовательно, корку плодов перестали сушить, жарить, молоть и варить. Только одни зерна!

Историческая объективность требует отметить два истинных факта: послы российские попробовали кофе где-то в шестнадцатом веке. Намного раньше, чем Европа. Однако отношение к этому напитку у них было неоднозначное.

Необходимо объяснение: именно в шестнадцатом веке эфиопский кофе через Йемен и Персию попал в Турцию и стремительно ее пленил. Кафетерии или кофейные дома во всех более-менее крупных городах Османской Империи превратились в своеобразные общественно-политические клубы, где активнейшая часть мужского населения со знанием дела дискутировала вокруг самых болезненных проблем общества и при случае разбалтывала военные и государственные тайны. Естественно, что где-то в уголке незамеченным и, конечно, переодетым под турка сидел наш «Штирлиц». Но! Если за день выпить пять-шесть. Ну, восемь-десять чашек крепкого кофе по-турецки, то это еще кое-как. А если ради конспирации его придется хлебать литрами, потом ночь не спать, а утром опять приступать к работе. Тяжелая все же у разведчиков судьба.

Послам, тем, которые приезжали в Бахчисарай, а то и в Стамбул на очередные переговоры, было с тем кофе вообще не до шуток. Потому что хитрые турки превратили кофепитие в существенный элемент дипломатического протокола. Ну вот – к примеру, сели вы с султаном за стол (точнее, столик, за которым приходилось моститься на корточках), султану и его туркам подают кофе с пенкой, а послам — без. Ваши действия? Ни в коем случае даже не прикасаться к чашке! Не то, чтобы отхлебнуть или – не дай бог — выпить! Кофе, поданный без пенки, у турков и до сих пор считается знаком призрения и унижения. Если вы этого не знаете, то по тем временам в лучшем случае переговоров просто не будет. В худшем — вашими отрубленными головами украсят одну из центральных площадей имперской столицы.

Поэтому будущих переговорщиков поучали не раз и не два:

— Если турки подали вам кофе без пенки, вы, молча, пренебрежительно взгляните на чашку и переводите взгляд над их головами в окно. И молчите до тех пор, пока вам через то же окно не покажут с наружи только, что отрубленную голову кофевара на копье. И не подадут кофе с пенкой.

Кстати, то, что вам подали в начале переговоров настоящий кофе, еще ничего не означает. Здесь главное — сравнить вкус и крепость первой порции со следующими. Если они идентичны — нужно искать новых аргументов в свою пользу. Если вторая чашка лучше первой, так и знайте — турки склонны выслушать, что вы им скажете дальше.

Но главное здесь — финал. То есть, если у «финального» кофе вкус непревзойденный, то «все на мази». Если он такой же, как и предыдущий — предлагайте отложить переговоры на более удобное время.

Условия успешного выращивания кофе

Кофейные деревья привередливы к условиям местности, и характеристика потенциального участка включает приличный список требований. На что обратить внимание, чтобы полученный урожай порадовал качеством:

  • почва мягкой структуры с хорошей аэрацией, среда кислая;
  • температурный режим без резких внутридневных скачков;
  • достаточная влажность – не менее 2500 мм в год;
  • обилие рассеянного солнечного света без прямых лучей, когда по периметру участка высаживаются крупномеры и раскидистые кустарники;
  • высокогорное расположение – лучший кофе получают с плантаций, расположенных на высоте 2000 м над уровнем моря.

Если все условия не соблюдены, велик риск поражения дерева грибковой инфекцией ржи. Заболевание может протекать смазано, и тогда посадки погибают за пару недель (такой случай был на Цейлоне).

Реально ли сделать кофейную плантацию на подоконнике

Вполне, причем дома лучше растут зерна арабики. Судя по изображениям, с растением собирают интересные интерьерные композиции. Если все сделать правильно, картинка получается привлекательной.

Как провести посадку кофейных зерен:

  • используются не обжаренные смена кофе с заметным слоем мякоти;
  • для повышения всхожести нужна подготовка семян: на 5-6 часов их помещают в теплую воду, снимают оболочку, затем помещают в биологический активатор;
  • посадку проводят в прозрачной емкости с крышкой – семена заглубляются на 1,5-2 см и накрываются крышкой;
  • субстрат обильно пролить теплой водою, поставить контейнер в хорошо освещенное тепло.

Как создать микроклимат новому «жильцу». Домашнее деревце лучше себя чувствует на восточном и юго-восточном окне. Чтобы не обжечь нежные листья, нельзя допускать соприкосновения со стеклом. Оптимальный температурный режим – 18-23 градуса, допустимый – 14 – 28. Комнату надо оборудовать увлажнителем воздуха, ведь кофе любит высокую влажность.

Как дома выращивают кофе. Кофейные ростки появляются через 1,5 – 2 месяца. На этапе формирования первых пар листочков каждый саженец размещают в основную емкость. В помещении взрослое дерево порадует плодами только на 4-й год. Урожайность символична – 200-300 граммов за 12 месяцев. Но зеленые зерна можно обжарить, намолоть и сварить ароматный кофе. В итоге получается вырастить собственный сорт культового Coffee с уникальным букетом вкуса и запаха.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]